Оптэн на Чукотке

Заказчик

Казминералз, ГДК «Баимская», ИнПЭС, Премьер-Энерго, ИнжГео, Дальэнергомост

Годы

2016 — 2023

Объем

4 600 кв. км.

Локация

Чукотский автономный округ, Россия

История проектов нашей компании на территории Чукотского автономного округа началась в конце 2015 — начале 2016 года. Тогда мы, одержав победу в серьезном крупном тендере, еще не предполагали, какие сложные порой, но интересные условия работы ожидают нас на просторах Заполярья.

Следует сказать, что специфика выполнения стоявших перед нами задач состоит в том, что в рамках одного проекта виды работ отличаются не только разнообразием поставленных целей, но и различиями типов объектов: это и обследование существующих пунктов ГГС, и закладка новых центров, и съемка для проектирования и строительства автомобильных дорог, ВЛ, аэропортов, портов, съемка для разработки новых горнорудных месторождений, а также аэросъемка для обследования технического состояния уже существующих объектов. Причем чаще даже внутри одного проекта выполнялось сразу несколько разных задач.

Кроме того, Чукотка — это царство воды, камня и вечной мерзлоты, поэтому нам следовало учитывать и природно-климатические и географические условия региона.

Царство камня и воды
Царство камня и воды
Мерзлота
Мерзлота

Неоднократно природа преподносила нам неожиданные погодные сюрпризы в виде внезапно выпавшего снега в разгар июля, либо в виде не прекращающегося в течение нескольких недель дождя. Да и удаленность от крупных городов, помноженная на отсутствие привычной инфраструктуры, существенно влияла на сроки выполнения работ и общую производительность.

Основным пунктом нашего базирования на Чукотке является город Билибино. Его особенностью является то, что автомобильные и железнодорожные дороги там отсутствуют, и добраться с большой земли к месту выполнения работ можно только воздушным транспортом из Магадана. Это сильно осложняло мобилизацию как самой полевой бригады, так и многочисленного оборудования, необходимого для выполнения работ. Итак, наш советский заслуженный ветеран Ан24 переносит нас из Магадана в Билибино. Билибино – это небольшой город численностью населения около пяти тысяч человек, основная часть которого работает и обслуживает Билибинскую АЭС — до недавнего времени самую северную АЭС в мире. О самом городе рассказать можно только одно – это яркое пятно разноцветной застройки на фоне бескрайней лесотундры.

Билибино с высоты полета
Билибино с высоты полета

Он отличается от других небольших городков, в которых мы бывали ранее тем, что подавляющее большинство домов стоит на сваях, что обеспечивает их устойчивость в условиях вечной мерзлоты.

Жилые дома на сваях
Жилые дома на сваях

Можно еще добавить, что такого вкусного хлеба, который изготавливает местный хлебокомбинат, мы никогда не пробовали. Ну и, конечно, он оправдывает звание самого дорогого города в России. Все продукты сюда доставляются воздушным транспортом с большой земли, поэтому даже в урожайный сезон яблоки по 600 руб. за кг — это для Билибино нормально. Также удаленность города от материковой части чувствуется по качеству интернета. Хотя год от года оно улучшается, но ему еще далеко до уровня других городов.

Несколько слов о полевой бригаде. Аэросъемочная бригада насчитывает, как правило, 3-4 человека. Это руководитель проекта, который решает все административные вопросы, коих здесь всегда немало, оператор, осуществляющий работу на борту и один или два обработчика в зависимости от объема решаемых задач в проекте.

Все полеты по Чукотке осуществляются на вертолете Ми-8. На его борт устанавливаются дополнительные баки с тем расчетом, чтобы он мог находиться в воздухе до пяти с половиной-шести часов. Это оправдано, поскольку объекты съемки порой располагаются далеко и довольно много времени уходит на подлет и возвращение.

Природа Севера не щадит ничего
Природа Севера не щадит ничего
Наше оборудование и дополнительный бак во время установки на борт вертолета
Наше оборудование и дополнительный бак во время установки на борт вертолета

Поскольку Чукотка — это северные земли, то основной нашей проблемой при выполнении полетов является погода и все, что с этим связано. Порой благоприятных условий приходится ждать неделю, а то и больше. Наземные метеослужбы, располагающиеся, как правило, далеко от наших объектов съемки, часто дают противоречивые прогнозы, поэтому для принятия решения о вылете нам приходится пользоваться не только сведениями локальных источников, но и данными метеорологических спутников.

Конечно, бывают простои и по причине отсутствия топлива для вертолета, поскольку его доставляют из порта Певек по очень непростой дороге, которая периодически либо размывается дождями, либо заметается снегом, и машины просто не могут по ней пройти по нескольку суток.

В такие дни ожидания нас спасает природа — она здесь сказочная, особенно осенью, когда сопки в зависимости от растущих на них деревьев и кустарников окрашивались в разные цвета. Мы ходили или ездили на сопки полюбоваться природой или пособирать грибы и ягоды. Все проекты приходятся, как правило, на конец лета — начало осени, и нередко в это время года нам приходится здесь встречать первый снег. Большим преимуществом нашего пребывания в это время года является отсутствие комаров и мошкары, что становится настоящим бедствием в начале и середине лета.

Морошка
Морошка
Красота
Красота

Интересным приключением после установки оборудования на борт и перед рабочими полетами был полет для увязки заранее выбранных пунктов ГГС и установки дополнительных опорных пунктов в районе съемки. В этой операции участвуют все члены бригады и геодезисты.

Поиск пункта ГГС
Поиск пункта ГГС
На пункте
На пункте

Здесь и прыжки по болотным кочкам, и работы по установке опорных пунктов, и расчистка площадки для удобной посадки вертолета. И все это на фоне дикой природы. Под конец уже все выглядят сильно уставшими, но впечатления остаются надолго.

За период с 2016 года, когда мы впервые начали работать на Чукотке, и по состоянию на сегодняшний день нами выполнены следующие объемы:

  • Общая площадь съемки под проектирование площадных объектов (порт, аэропорт, горнодобывающий комплекс) — более 800 кв.км. 
  • Общая площадь съемки под проектирование автодорог — около 1800 кв.км.
  • Общая площадь съемки под проектирование ВЛ — более 2000 кв.км.

У нас навсегда останутся воспоминания о чукотских проектах. Как и воспоминания о рассказах местных жителей о многообразии местной флоры и фауны, а также о главных обитателях тех мест — медведях. Некоторым из нас приходилось сталкиваться с этими животными, и все эти истории заканчивались удачно как для нас, так и для хозяина тайги.

«

Качество, проверенное временем. Результат, подтвержденный десятками клиентов.

250,000

КМ. ОБСЛЕДОВАННЫХ КОРИДОРОВ ПРОТЯЖЕННЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

26,300

ОБНАРУЖЕННЫХ НАРУШЕНИЙ

52,500

КВ.КМ. КАРТОГРАФИРОВАНО

43

ДАТЧИКА ОСМ ВЛ УСТАНОВЛЕНО