История проектов нашей компании на территории Чукотского автономного округа началась в конце 2015 — начале 2016 года. Тогда мы, одержав победу в серьезном крупном тендере, еще не предполагали, какие сложные порой, но интересные условия работы ожидают нас на просторах Заполярья.
Следует сказать, что специфика выполнения стоявших перед нами задач состоит в том, что в рамках одного проекта виды работ отличаются не только разнообразием поставленных целей, но и различиями типов объектов: это и обследование существующих пунктов ГГС, и закладка новых центров, и съемка для проектирования и строительства автомобильных дорог, ВЛ, аэропортов, портов, съемка для разработки новых горнорудных месторождений, а также аэросъемка для обследования технического состояния уже существующих объектов. Причем чаще даже внутри одного проекта выполнялось сразу несколько разных задач.
Кроме того, Чукотка — это царство воды, камня и вечной мерзлоты, поэтому нам следовало учитывать и природно-климатические и географические условия региона.
Неоднократно природа преподносила нам неожиданные погодные сюрпризы в виде внезапно выпавшего снега в разгар июля, либо в виде не прекращающегося в течение нескольких недель дождя. Да и удаленность от крупных городов, помноженная на отсутствие привычной инфраструктуры, существенно влияла на сроки выполнения работ и общую производительность.
Основным пунктом нашего базирования на Чукотке является город Билибино. Его особенностью является то, что автомобильные и железнодорожные дороги там отсутствуют, и добраться с большой земли к месту выполнения работ можно только воздушным транспортом из Магадана. Это сильно осложняло мобилизацию как самой полевой бригады, так и многочисленного оборудования, необходимого для выполнения работ. Итак, наш советский заслуженный ветеран Ан24 переносит нас из Магадана в Билибино. Билибино – это небольшой город численностью населения около пяти тысяч человек, основная часть которого работает и обслуживает Билибинскую АЭС — до недавнего времени самую северную АЭС в мире. О самом городе рассказать можно только одно – это яркое пятно разноцветной застройки на фоне бескрайней лесотундры.
Он отличается от других небольших городков, в которых мы бывали ранее тем, что подавляющее большинство домов стоит на сваях, что обеспечивает их устойчивость в условиях вечной мерзлоты.
Можно еще добавить, что такого вкусного хлеба, который изготавливает местный хлебокомбинат, мы никогда не пробовали. Ну и, конечно, он оправдывает звание самого дорогого города в России. Все продукты сюда доставляются воздушным транспортом с большой земли, поэтому даже в урожайный сезон яблоки по 600 руб. за кг — это для Билибино нормально. Также удаленность города от материковой части чувствуется по качеству интернета. Хотя год от года оно улучшается, но ему еще далеко до уровня других городов.
Несколько слов о полевой бригаде. Аэросъемочная бригада насчитывает, как правило, 3-4 человека. Это руководитель проекта, который решает все административные вопросы, коих здесь всегда немало, оператор, осуществляющий работу на борту и один или два обработчика в зависимости от объема решаемых задач в проекте.
Все полеты по Чукотке осуществляются на вертолете Ми-8. На его борт устанавливаются дополнительные баки с тем расчетом, чтобы он мог находиться в воздухе до пяти с половиной-шести часов. Это оправдано, поскольку объекты съемки порой располагаются далеко и довольно много времени уходит на подлет и возвращение.
Поскольку Чукотка — это северные земли, то основной нашей проблемой при выполнении полетов является погода и все, что с этим связано. Порой благоприятных условий приходится ждать неделю, а то и больше. Наземные метеослужбы, располагающиеся, как правило, далеко от наших объектов съемки, часто дают противоречивые прогнозы, поэтому для принятия решения о вылете нам приходится пользоваться не только сведениями локальных источников, но и данными метеорологических спутников.
Конечно, бывают простои и по причине отсутствия топлива для вертолета, поскольку его доставляют из порта Певек по очень непростой дороге, которая периодически либо размывается дождями, либо заметается снегом, и машины просто не могут по ней пройти по нескольку суток.
В такие дни ожидания нас спасает природа — она здесь сказочная, особенно осенью, когда сопки в зависимости от растущих на них деревьев и кустарников окрашивались в разные цвета. Мы ходили или ездили на сопки полюбоваться природой или пособирать грибы и ягоды. Все проекты приходятся, как правило, на конец лета — начало осени, и нередко в это время года нам приходится здесь встречать первый снег. Большим преимуществом нашего пребывания в это время года является отсутствие комаров и мошкары, что становится настоящим бедствием в начале и середине лета.
Интересным приключением после установки оборудования на борт и перед рабочими полетами был полет для увязки заранее выбранных пунктов ГГС и установки дополнительных опорных пунктов в районе съемки. В этой операции участвуют все члены бригады и геодезисты.
Здесь и прыжки по болотным кочкам, и работы по установке опорных пунктов, и расчистка площадки для удобной посадки вертолета. И все это на фоне дикой природы. Под конец уже все выглядят сильно уставшими, но впечатления остаются надолго.
За период с 2016 года, когда мы впервые начали работать на Чукотке, и по состоянию на сегодняшний день нами выполнены следующие объемы:
- Общая площадь съемки под проектирование площадных объектов (порт, аэропорт, горнодобывающий комплекс) — более 800 кв.км.
- Общая площадь съемки под проектирование автодорог — около 1800 кв.км.
- Общая площадь съемки под проектирование ВЛ — более 2000 кв.км.
У нас навсегда останутся воспоминания о чукотских проектах. Как и воспоминания о рассказах местных жителей о многообразии местной флоры и фауны, а также о главных обитателях тех мест — медведях. Некоторым из нас приходилось сталкиваться с этими животными, и все эти истории заканчивались удачно как для нас, так и для хозяина тайги.